У истоков шахматной культуры.
История шахматнасчитывает не менее полутора тысяч лет. Считается, что игра-прародитель,чатуранга, появилась в Индии не позже VI века нашей эры. По мерераспространения игры на Арабский Восток, затем в Европу и Африку, правила менялись. В том виде, который игра имеет в настоящее время, она сформироваласьк XV веку, окончательно правила были стандартизованы в XIX веке, когда стали систематически проводиться международные турниры.
По свидетельствуархеологических раскопок — игры, связанные с передвижением фишек на доске, былиизвестны еще в 3-4 вв. до нашей эры. Истинный возраст игры, известной взападном мире как шахматы, покрыт мраком тайны. В XIX веке на основании тщательногоизучения индийской культуры и данных археологии ученые установили, что игра,являющаяся прообразом современных шахмат, появилась первоначально в Индии непозже IV – V веков нашей эры. Исторически установлено, что шахматы, в ихпервоначальном варианте, были игрой для четверых человек с четырьмя наборамифигур. Эта игра носила первоначальное название Шатрандж (на санскрите Шатрозначает "четыре", а анга означает "отряд") в персидскойлитературе времен династии Сасанидов была найдена книга, написанная на Пахлаве (среднеперсидском языке),которая носила название "Учебник шахмат". В современном персидскомязыке то же самое слово шатранж служит для обозначения современных шахмат.Популярная историческая теория гласит, что шатрандж (шахматы), согласноиндийскому мистицизму, представляет вселенную. Четыре стороны отображают четыреэлемента — земля, воздух, огонь и вода; а также четыре времени года и четыретемперамента человека. Утверждается также, что слово шахматы произошло онперсидского "король" (шах) и термин шахматы происходит от персидского"Король умер". Надо заметить, что хотя названия шахматных фигурслегка
Шатрандж.
| различались в разных частях света, но их форма и правила перемещения практически идентичны. Арабы-мусульмане внесли, вероятно, наибольшее влияние на игру в шахматы, чем какая-либо другая культура. Вклад ранних мусульман в игру включает: игру вслепую, упомянутую еще в 700 году н.э., |
первые турниры и квалификационныетурниры, шахматные задачи, описанные в первой книге о шахматах Аль-Адли. Книги Аль-Адлисодержат дебюты, первые шахматные задачи "мансубы", обсуждаютсяразличия в персидских и индийских правилах игры. К сожалению, эта ценная книгав настоящее время утрачена. Однако в югославской библиотеке хранится ценныйарабский манускрипт начала IX века, в котором содержатся мансубы. Этот манускрипт былобнаружен в 1958 году. Некоторые из этих мансубов (шахматных задач)основывались на легенде "Мат Диларама". Согласно легенде, Диларам былшахматным игроком, который играл на деньги и проиграл все свое имущество. Впоследней партии он поставил на кон свою жену, но играл опрометчиво ипрактически проиграл эту партию. Однако его жена заметила, что он может поставитьмат своему противнику, если пожертвует обе свои ладьи. Жена шепнула ему это наухо, и он выиграл партию.
Византийские шахматы.
| Византийские шахматы, Затрикион игрались на круглой доске, но фигуры и их перемещение были похожи на арабские шахматы того же периода времени. После проникновения шахмат в Европу, появилось много книг, посвященных этой игре. Вероятно, одна из наиболее важных и ценных из этих книг была написана в Средние Века |
испанским королем Альфонсо Мудрым в1283 году. Замечательная книга содержит 150 цветных миниатюр, основанных наисходных персидских рисунках. Эта книга включает в себя также коллекциюэндшпилей, заимствованную из арабской литературы.
Сянци.
| Нельзя не отразить то, что не все исследователи считают чатурангу прародительницей современных шахмат. Некоторые китайские исследователи категорически не согласны с теорией происхождения сянци от чатуранги. Опираясь на документы, самые старые из которых датируются эпохой Хань, они утверждают, что игра, ставшая предком сянци, |
появилась в древнем Китае около 3500лет назад и первоначально называлась любо. В этой игре также передвигали подоске фишки, среди которых были пешки и генерал, имеющие различные правилахода, но для определения хода пользовались игральными костями, таким образом,внося в игру элемент случайности. Позже от костей отказались, получив игру гэуили сайчжан. Считается, что правила этой игры установил сам император Хань Уди.
Шахматы прошли черезисторию многих культур и испытали их влияние. Современные официальные правилаигры в шахматы прекрасно сохранились и мало отличаются от тех, чтоиспользовались еще 1430 лет назад.
Шахматы — это настоящеезеркало культуры. Менялись страны, менялось устройство общества — менялись иправила.
Изобретение шахмат немогло быть заслугой одного лица. Такая сложная задача непосильна даже дляисключительно одаренного человека. Творцом шахмат, формы и свойств фигур,квадратной доски (8х8) была коллективная мысль восточных и европейских народов,из поколения в поколение совершенствующих развитие и законы игры. Конечно, дляистории шахмат важно то, что честь их открытия принадлежала древним индийскиммудрецам.
Шахматы, несомненно,возникли из фантазии и «живой потребности» человека в такой форме умственногосоревнования, в которой при первоначально равных условиях элемент «чистогослучая» не мог иметь места, а результат спора зависел только от разума и волишахматиста.
Проникновение шахматнойигры из Индии через Иран в Аравию, сыграло важнейшую роль в их дальнейшемраспространении среди народов Средиземноморья. Упоминания о растущейпопулярности шахмат среди народов Аравии мы можем встретить в арабском эпосе«Тысяча и одна ночь».
В своем внешнем движении,в общем русле мощного потока, несшего с Востока на Запад многообразные формы культурноговоздействия, с шахматной игрой знакомятся испанцы, португальцы, итальянцы ифранцузы, позднее немцы, англичане и шведы, а также славянские народы,обитавшие в Центральной Европе и на Балканах. К концу XVI и началу XVII века шатрандж завершает своесуществование и на смену ему появляются современные шахматы с их богатымтворческим содержанием. Шахматное мастерство входит на Западе в число семи «рыцарскихдобродетелей» наряду с верховой ездой, плаванием, владением копьем,фехтованием, охотой и искусством слагать и петь стихи, что несомненно говорит оважнейшей культурно-исторической важности шахмат того времени.
Шахматы и религия.
Христианство
В 1061 году католическийкардинал Пётр Дамиани издал указ о запрете шахмат среди духовенства,охарактеризовав шахматы как «измышление дьявола» по причине развития страсти кшахматам у многих людей. Противниками шахмат были Ян Гус, основатель орденатамплиеров Бернар (1128), французский епископ Аид Сюлли (в 1208 запретилпатерам играть в шахматы). Некоторые европейские короли того времени такжезапрещали шахматы под влиянием церковного запрета.
В 1393 году Регенбургскийсобор исключил шахматы из числа запрещённых игр. В шахматных кругахраспространено мнение, что Иоанн Павел II серьёзно увлекался шахматами, однакодокументальные подтверждения этому отсутствуют.
На Руси православнаяцерковь также запретила шахматы, что было официально закреплено в кормчей книге1262 года и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором.
Сведений об официальнойотмене церковного запрета на шахматы нет, но, по крайней мере, с XVII—XVIIIвека этот запрет фактически не действовал (как и многие другие старые церковныезапреты, касавшиеся не религиозной, а культурной и бытовой сферы, например,запрет на бритьё бороды). В настоящее время официальная православная церковь непрепятствует прихожанам играть в шахматы, проводятся шахматные турниры,поддерживаемые церковью.
В то же время отдельныесвященнослужители и сейчас выступают против шахмат. Так, дьякон Кураев резкоотрицательно отозвался о шахматах:
Мерзкое время — шахматный турнир, даже подростковый. В ночьперед партией какого только зла не пожелаешь своему сопернику. Дело в том, чтоесли играешь в футбол и проиграл Ваньке — ну и что, ну подумаешь, у Ваньки ногидлиннее, переживу. Но если я играл в шахматы и проиграл Изе — это что же, этаморда жидовская умнее меня, получается?! То есть понимаете, человек в гораздобольшей степени отождествляет себя со своим умом, чем с мышцами. И поэтомупроигрыш в интеллектуальном состязании, гораздо более досаден и обиден. И,может быть, по этой причине мир профессиональных шахмат — это просто гадюшныймир, где все друг друга ненавидят, кусают, подсиживают и так далее.
Впрочем, впоследствии А.Кураев признал, что современные шахматы — не запретная игра. По его мнению, те«шахматы», которые запретил Стоглавый собор, были формой гадания.
Ислам.
В Коране и Сунне игра вшахматы не упоминается (в отличие от нард, которые считаются как минимумнежелательным занятием). Среди богословов прошлого не было единого мнения поповоду разрешённости или запретности шахмат. Некоторые считали шахматызапретным (харам) или нежелательным (макрух) занятием, другие — разрешённым.Современные богословы, такие как Рамадан Аль-Буты и имам Аль-Кардави, такжесчитают шахматы разрешёнными, при выполнении некоторых условий. Хадис ошахматах:
Однажды Имам Али подошёл к людям, игравшим в шахматы, исказал: «Что это за статуи, которым вы предаётесь? Они похожи на угли,отбросить их лучше, чем трогать руками.» На вопрос о шахматах Имам Али ответил:«Шахматы — потворство персам (зороастрийцам)»
Шахматы на Западе до XVIII века.
Западная Европапознакомилась с шахматами в X – XI вв. Произошло это после завоевания арабами Испании иСицилии. Придя в Европу, игра претерпела вскоре заметные изменения.Единственно, что было воспринято у арабов без каких-либо существенныхисправлений - это шахматные фигуры. Символические очертания восточного типашахмат долгое время были в обиходе европейских народов.
Иначе говоря, шахматнаяигра стала постепенно приобретать современный вид. Прогрессу шахмат в эпохуВозрождения во многом способствовало развитие различных областей культуры и,конечно, изобретение книгопечатанья.
Бурный век просвещения вЗападной Европе ознаменовался значительным оживлением шахматной деятельности,появление шахматных клубов как культурных центров в столицах и крупных городахразличных стран.
На смену руководствампришли новые сочинения шахматных авторов, среди которых видное место занялФилипп Стамма. Его книга «Essai sur jeu des Echecs» (Опыт шахматной игры) былапосвящена попытке систематизации начал и включала 100 учебных позиций дляначинающих шахматистов. Стамма первый ввел в шахматную нотацию заглавныелатинские буквы. Дальнейшее усовершенствование было сделано М. Гиршелем вБреславле, ставшее основой современного шахматного лексикона почти во всехстранах мира за исключением англоязычных.
Для шахматистов стиля XVIII столетия характерна комбинационнаястихия. Хотя уже в учебных позициях Стаммы творческий элемент был выражендостаточно ярко, но только представители итальянской школы: Эрколе дель Рио,Джанбатиста Лолли и Доменико Понциани – сделали значительный шаг вперед вразвитии смелой комбинационной мысли, своеобразной поэзии шахмат. Так, Понцианисчитал, что «главная роль в борьбе принадлежит фигурам, роль же пешекподчиненная и состоит в том, чтобы очищать территорию для действия фигур».Исходя из этого, можно сказать, что наша жизнь, как шахматная партия отражаетне только социальный статус человека, но и его значимость на черно-белойжизненной плоскости.
Шахматы на Руси.
Пути и времяпроникновения шахмат в древнюю Русь остаются не вполне выясненными донастоящего времени. Однако не вызывающим сомнения фактом считается, что шахматыпроникли к нам непосредственно с Востока. Главным доказательством этогоявляется чистота русской шахматной терминологии, сохранившей восточныенаименования почти всех участвующих в игре фигур без искажений и переделок,характерных для стран Западной Европы. Время проникновения к нам шахматразличные исследователи определяют по-разному: от IX до XII века.
Политические и социальныеусловия мало способствовали развитию шахмат в старой России. На протяжении рядастолетий (с XIII по XVII в.) они подвергались гонению со стороны церкви,усматривавшей в них отголосок язычества и ставившей их на один уровень с игройв кости и другими азартными играми. Был период, когда шахматную игру запрещалав законодательном порядке государственная власть. Это, разумеется, отрицательновлияло на развитие шахмат в России.
Все же притягательнаясила шахмат была столь велика, что шахматы продолжали жить в народе, несмотряна всяческие запреты; наилучшее этому доказательство - самое обилие иповторность запретов. Другим несомненным свидетельством значительногораспространения шахмат является русский народный эпос-былины, старинные песни,пословицы, где часто, встречаются упоминания о шахматной игре и заимствованныеиз нее образы и выражения. Конечно, всякие запреты не мешали играть в шахматыцарям, боярам и духовенству, хотя как раз в отношении духовных лиц запреты былиособенно строги. Во второй половине XVII века гонения постепенно потеряли своюостроту. Но характерно, что ещё в 1731 году некий митрополит доносил надругого, что тот велел снять на своем московском подворье колокола, чтобы звоних не мешал ему всю ночь играть в шахматы.
О значительномраспространении шахмат говорят и сообщения иностранцев, приезжавших в ту эпохув Московию по дипломатическим и торговым делам. Они единодушны не только ввопросе о широком распространении шахмат, но и отмечают с изумлением искусство,с которым русские играют в шахматы. Наиболее выразительно в этом отношениисообщение одной французской хроники XVII века, в котором рассказывается опосольстве, направленном в 1685 году из Москвы к Людовику XIV в составе свыше50 человек. В сообщении говорится: "Эти русские превосходно играют вшахматы; наши лучшие игроки перед ними ученики".
Охватывая период до концаXVIII века в целом, следует отметить, что ряд исторических условий влиялзамедляющим образом на развитие шахмат в России. Гонения церкви, отсутствиевплоть до XIX века рукописных и печатных работ по шахматам и другие причиныобусловили более поздний выход русских мастеров на международную арену.
Не имея возможностиразвиваться, в рассмотренный нами период, ни в теоретическом, ни в практическомотношении, шахматы выдвигали лишь самородков, удивлявших иностранцев при редкихвстречах с ними.
Подобное положениесохранялось до конца XVIII и начала XIX века, когда в России начали создаватьсяпервые шахматные кружки и выходить первые русские шахматные книги.
Советская шахматная школа.
В первой половине XIX века усилиями русских мастеров А.Д.Петрова, К.А. Яниша, С.С. Урусова, И.С. Шумова шахматы начинают заниматьопределенное место в культурной жизни России. Создаются основы научного подходак шахматной теории, в русском обществе понемногу меняется отношение к шахматам.
Очень много сделал дляпопуляризации шахмат в России Эммануил Степанович Шифферс (1850-1904),«всероссийский шахматный учитель», как называли его русские любители шахмат.
Видный международныймастер, не раз добивавшийся значительных спортивных успехов, Шифферс понималобщественное и культурное значение шахматного искусства и неустанно трудился,объединяя и сплачивая русских любителей шахмат, разрабатывая проблемы шахматнойтеории и педагогики.
Шифферс первым в России,в 1889 году, стал читать публичный курс теории шахмат. Лекции Шифферса,проводившиеся в помещении Петербургского шахматного общества, вызывали большойинтерес. Журнал «Шахматы» в 1890 году писал: «Выдающимся явлением былипубличные лекции по теории шахматной игры, читанные в прошлом году нашим известнымшахматистом Э.С. Шифферсом… Лекциипосещало до 100 лиц, с удовлетворением слушавших лектора… Лекции эти,представлявшие первый опыт в этом роде в России, имели большой и заслуженныйуспех».
Велика заслуга Шифферсакак педагога, воспитавшего немало талантливых шахматистов. Шифферс былшахматным учителем основоположникаотечественной школы, неутомимого исследователя-теоретика и одного из сильнейшихшахматистов-практиков своего времени Михаила Ивановича Чигорина (1850-1908).
Вся жизнь Чигоринаявляется примером того, как тяжело было в царской России выходцу из народаразвивать свой талант, какие трудности вставали на пути человека,решившегопосвятить себя служению любимому искусству, пропаганде этого искусства внародных массах.
Роль Чигорина вформировании шахматной теории чрезвычайно велика. Его глубокие взгляды нашахматную стратегию и тактику, его выдающиеся дебютные изобретения и сейчас нетолько поражают любителей шахмат своей оригинальностью и вечно юной свежестью,но и являются важнейшим оружием мастеров в исследовательской работе. Чигоринбеззаветно любил шахматное искусство, служение ему он посвятил всю свою жизнь.В самых трудных условиях его поддерживала неугасаемая любовь к шахматам, вера вобщественное значение шахматного искусства. Чигорин был принципиален в борьбеза шахматное искусство, против профанации шахматного искусства «великодушными»меценатами.
После победы ВеликойОктябрьской революции к участию в культурной жизни пришли миллионы трудящихсястраны.
С первых днейсуществования Советского государства шахматы получили поддержку правительства иобщественных организаций и снискали себе любовь народа. С 1917 по 1925 г. Шахматнаяорганизация искала новые формы работы, шахматное движение проникало впрофсоюзные и молодежные организации, армию и флот.
В октябре 1920 г. в обстановке военноговремени в Москве была проведена первая Всероссийская шахматная олимпиада,явившаяся первым соревнованием всесоюзного характера, первым чемпионатомстраны. Олимпиада явилась отправным этапом в развитии шахматной жизни советскойстраны. После нее в разных городах страны создаются шахматные секции. Былапредпринята также попытка восстановить дореволюционный Всероссийский шахматныйсоюз.
С 1925 по 1931 годвсемерно расширяясь массовую работу, советская шахматная организация создаетшахматные коллективы в рабочих клубах, избах – читальнях. Большой размахначинает приобретать шахматное движение среди школьников. На правильной основеначинает строиться классификационная работа: разрабатываются единыеклассификационные требования. Значительно расширяется календарь спортивныхсоревнований. Впервые в истории шахмат в 1925 году на государственные средствав Москве был проведен большой международный турнир, вызвавший широкий резонансво всем мире. Немецкий шахматный журнал (D. Sch.) писал: «Советское правительство сделалобольшое дело, объявив шахматы культурным и педагогическим фактором. Мощнаяподдержка государства, приравнявшего шахматы к другим видам искусства, - покаединственное в своем роде явление в мире».
С 1931 по 1941 год вспортивную и творческую жизнь смело вошла новая группа шахматистов,возглавляемая Ботвинником. Вместе со старшими своими товарищами они приложилимного усилий, чтобы повысить уровень спортивного мастерства советскихшахматистов, для популяризации шахмат в народных массах, для того, чтобышахматы стали подлинно народной игрой в СССР. В этот период сформировался ивырос выдающийся талант своего времени М.М. Ботвинник.
Ботвинникпродемонстрировал новый подход к шахматам как к искусству, требующемууглубленной научно – исследовательской работы. Своими трудами и открытиями вобласти теории шахматных начал, анализами в середине партии он дал пример того,как надо изучать стратегию и тактику шахмат.
Неустанно работая вдружном коллективе советских мастеров, Ботвинник своей практической деятельностьюпоказал образцы научно – спортивной подготовки к шахматным соревнованиям ирежима во время этих соревнований.
После ВеликойОтечественной войны начинается очередной период советской шахматнойорганизации. Он характеризуется громадным подъемом массового шахматногодвижения, большим развитием исследовательской работы советских шахматистов.
Массовость и правильнаяпостановка воспитательной и учебной работы обеспечили советскому шахматномудвижению блестящие победы на мировой шахматной арене. Ведущие шахматисты СССРпо своему пониманию и знанию дебютов значительно превосходили сильнейшихпредставителей шахматных организаций капиталистических стран. Советскаяшахматная школа, бесспорно, завоевала первое место в мире.
Суть шахмат.
Общение с шахматами требует,хотя мы часто этого и не замечаем, большого умственного напряжения. Ввиду того,что шахматы это явление сложное, переплетающееся с многочисленными областямичеловеческой жизни, они сами становятся предметом изучения, объектом различныхнаучных исследований. Для точного определения роли шахмат в общественной жизни,следует обратиться к истории, философии, социологии, психологии, математике,истории искусств, истории нравов и другим отраслям знания.
Столь обширный диапазонсвязей шахматной игры с гуманитарными науками и ее активная роль в повседневнойжизни привели к тому, что шахматы стали, частью духовной культуры общества,обогащая ее интересными достижениями и ценными качествами. Это меткосформулировал один из выдающихся американских шахматных деятелей, А. Бисно:„Шахматы содержат в себе элементы культуры искусства и интеллектуальныхдостижении всей цивилизации".
Еще полнее выразил этумысль в 1954 году советский шахматист Я. Рохлин: „Мы не собираемся утверждать,что шахматы создают ценности прикладного значения, но, подобно любой формеискусства, шахматное творчество создает реальные культурные ценности, которые всвоей совокупности вносят известный вклад в сокровищницу мировой культуры.Недаром крупнейшие национальные библиотеки и музеи многих стран бережно хранятпроизведения шахматного искусства (древние рукописи, печатные издания рядавеков и другие шахматные материалы), изучение которых может открыть еще однугрань в жизни человека известной эпохи. Интересные и ценные шахматные экспонатыхранятся в Грановитой палате Кремля и Государственном Эрмитаже.
Не случайноэнциклопедические словари, систематизирующие все отрасли человеческого знания,уделяют почетное место шахматам и лучшим шахматистам мира, составляющимгордость культурного человечества.
Изучая историю шахмат, ихмноговековую письменность, мы видим, как в шахматных произведениях получаютреальное отражение характер и уровень творческой мысли человека, различныебытовые и художественные влияния".
В течение многихпоколений, начиная с первых письменных сообщений о Шахматной игре, делалисьпопытки дать точное определение сущности шахмат. Среди них есть преувеличенныеи уродливо раздутые псевдонаучные рассуждения, имеются и многочисленныеопределения, сделанные как бы мимоходом, при исследовании совсем другихпроблем; встречаются блестящие мысли о шахматах, высказанные артистами,мыслителями и шахматистами-практиками, публицистами и государственнымидеятелями.
Заключение.
В современном мире, нашастрана продолжает бороться за доминирующее положение, множество Российских гроссмейстеров достойно выступают на сильнейших соревнованиях планеты. Огромноеколичество взрослых и юных спортсменов ежегодно выезжают на различныемеждународные шахматные фестивали. Несмотря на то, что средний уровеньшахматистов значительно вырос, еще многое не познано в этой замечательной игре.Шахматы – это игра, гармонично заключающая в себе науку, искусство и спорт. А это значит, что каждый человек может найти в ней частичку того, что наиболее ему по душе.